Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ​

это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотность​способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность​​способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
​3. Математическая грамотность​​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
​4. Финансовая грамотность​​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
​5. Креативное мышление​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
​6. Глобальные компетенции​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся​

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных иссследований качества подготовки обучающихся

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

Учитель Клуб. ​Образовательная платформа «Просвещение» ​ 

Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение 

Интенсив Учитель 3.0 Тест «Цифровые компетенции педагога»  ​

Интенсив Учитель 3.0 Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»​​

Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО

Читательская грамотность: понятие, приемы формирования

Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности

Методы и приемы оценивания читательской грамотности

Яндекс Учебник. Функциональная грамотность 

Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций

РЭШ. ​Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Инструкция для учителя по использованию банка заданий РЭШ

ФИОКО. Открытые задания PISA

ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

​Интенсив ЯУчитель 3.0

​​Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Сборник информационных и методических материалов
для педагогов

Список литературы по функциональной грамотности

Функциональная грамотность школьников
как актуальный результат образования